Таинство венчания

ЦЕРКОВНЫЙ БРАК - брак, заключенный в церкви по религиозным обрядам. В дореволюционной России признавался только церковный брак. В ряде современных стран имеет одинаковую силу с гражданским браком. В РФ церковный брак юридической силы не имеет.

 

Церковный брак невозможен:

       при вступление в брак более чем три раза

       если жених и невеста находятся в близком родстве

       если кто-либо из вступающих в брак объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим на венчание лишь по настоянию одного их супругов или родителей

       если хотя бы один из супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием

       если один их будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом (гражданский брак должен быть расторгнут в установленном порядке, а если предыдущий брак был церковный, то необходимо разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый) 
если между женихом и невестой есть кровное родство, а также родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении

       если достаточно близкая степень свойства желающих венчаться

       если хотя бы один их супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм)

       если кто-то однажды связал себя монашеским обетом безбрачия, а также священников и диаконов после их рукоположения


Различают кровное родство и "свойство", т.е. родство между родственниками двух супругов.

Кровное родство существует между лицами, имеющими общего предка: между родителями и детьми, дедом и внучкой, между двоюродными и троюродными братьями и сестрами, дядями и племянницами (двоюродными и троюродными) т.д.
Свойство существует между лицами, не имеющими общего предка, а породнившимися через брак. В свойстве находятся родственники мужа с родственниками жены, родственники жены одного брата и родственники жены другого брата или родственники первой и второй жены одного мужчины.

Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купели и восприемником того же пола, что и воспринятый (кумовство).

Что же касается совершеннолетия жениха и невесты, их психического и физического здоровья, добровольного и свободного согласия, то поскольку без выполнения этих условий не может быть зарегистрирован гражданский брак, церковь при наличии свидетельства о браке освобождается от выяснения этих обстоятельств.

Церковный брак

 

В России до октябрьского переворота 1917 года совместная жизнь между мужчиной и женщиной без Божья благословения считалась немыслимой! Согласно христианскому учению, брак есть - теснейшие, всесторонние соединения мужчины и женщины для продолжения рода и обоюдной помощи и поддержки в течение всей жизни!

У православных христиан до 1775 года между обручением и венчанием был достаточный промежуток времени. Потом церковью было предписано совершать обручение и венчание в одно время. И по сей день церковное бракосочетание происходит в следующем порядке:

  • обручение
  • венчание
  • разрешение венцов
  • благодарственный молебен

Происходит это так:

 

Священник вводит жениха и невесту в церковь, трижды благословляя жениха и невесту словами: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа". На каждое благословение жених и невеста осеняют себя крестным знамением. Дает им в руки зажженные венчальные свечи. На святой престол заранее положены обручальные кольца для того, чтобы они приняли силу освещения и положили на жениха и невесту благословение Господа. Произносятся обрядовые молитвы. Священник берет кольца со Святого престола. Сначала крестообразно осеняет кольцом жениха со словами: "Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божьей (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа", - надевает кольцо сначала жениху, затем осеняет кольцом невесту и, произнося туже молитву, надевает кольцо невесте. Кольца - знак неразрывного союза между мужем и женой.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Священник молит Бога о том, чтобы он сам благословил и утвердил обручение. На этом обручение заканчивается.

Венчание

Правая рука жениха лежит поверх правой руки невесты. Священник берет их за руки и ведет в центр храма, на полу разостлан коврик белого или любого светлого оттенка ("подножка"). Жених и невеста становятся на него.

Священник спрашивает: "Имеешь ли ты соизволение благое и непринужденное, крепкую мысль взять в жены сию, которую видишь здесь перед собой?"

Жених отвечает: "Имею".

  • Не обещался ли другой?
  • Не обещался.

Эти же вопросы задаются невесте. Брак не может быть венчан без взаимного согласия.

Во время венчания читаются три молитвы:

  • первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу;
  • во второй молитве священник молит Господа Бога о благословении и сохранении брачной пары;
  • в третьей молитве священник обращается к Триединому Богу, моля его сотворившего человека, и из ребра его создавшего жену - помощницу в делах. Сочетая данную пару и венчая их в плоть единую, даровать им плод чрева.

Затем священник берет венец, крестообразно осеняет им жениха со словами: "Венчается раб Божий рабе Божьей во имя Отца и Сына и Святого Духа" - дает поцеловать иконку Спасителя на венце и возлагает на голову жениха (а точнее передает в руки шаферу, который держит венец над головой жениха всю дальнейшую службу). С такими же словами возлагается венец на голову невесты (на венце невесты образок Пресвятой Богородицы).

Наступает священная минута венчания.

- Господи Боже наш славою и честью венчай их!

Это молитвенное возглашение священник произносит трижды. Затем, прочитав молитву и Евангелия, дает поцеловать Евангелия жениху и невесте.

Затем читается молитва о сохранении брака, о сожительстве честном и непорочном.

После этого подается чаша с вином, молодые троекратно пьют из этой чаши, сначала жених, потом невеста. Вино отпивается по три маленьких глоточка.

Священник соединяет правые руки молодых, свою руку кладет поверх (через руку священника муж получает жену от церкви, соединившей их во Христе навеки). Трижды обводит молодых вокруг аналоя. Снимает венцы с целование образов Спасителя и Пресвятой Богородицы, молится о новобрачных.

Разрешение венцов

Теперь читается молитва о разрешении венцов. В ней говорится о том, чтобы Господь сам благословил разрешение венцов и сохранил супружество нерасторжимым.

После молитвы священник осеняет новобрачных крестом и, взяв у них свечи, поздравляет с началом супружеской жизни, ведет новобрачных на амвон, где их благословляют святыми иконами.

После этого молодые принимают поздравления от всех собравшихся.

Правила венчания

1. Брак не будет венчан, если он не зарегистрирован в загсе.
2. Не позволительно венчание нескольких пар.
3. По православным обычаям венчание не совершается по следующим дням:

  • Вторник
  • Четверг
  • Суббота
  • Рождественский пост (28 ноября - 7 января)
  • Святки (7 января - 20 января)
  • 14 февраля (канун Сретенья Господня)
  • Сырная седмица (одна неделя до Великого поста)
  • 6 апреля (канун Благовещенья Пресвятой Богородицы)
  • Великий пост (семь недель до пасхи)
  • Светлая седмица (пасхальная неделя)
  • 39-ый день после пасхи (канун Вознесения Господня)
  • 49-ый день после пасхи (канун Святой Троицы)
  • 12 июля (Рождество Иоанна Предтечи)
  • Успенский пост (14 - 27 августа)
  • 10 - 11 сентября (канун и день Усекновения головы Иоанна Предтечи)
  • 26 - 27 сентября (канун и день Воздвижения Креста Господня)
  • 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы)

4. Родители с обеих сторон на венчании могут не присутствовать 5. Родственники и друзья приезжают в церковь заранее и располагаются в следующем порядке:

  • гости, представляющие жениха становятся при входе в церковь с правой стороны;
  • гости, представляющие невесту с левой.

Невесту в церковь приводит посаженный отец, им может быть крестный, дядя, старший брат, но это должен быть обязательно женатый человек.

Жених и невеста обязательно должны быть крещенн

Как подготовиться к обряду венчания

Для того чтобы венчание стало настоящим праздником, который запомнится вам на всю жизнь, необходимо заранее позаботится о его организации.

Советы: 
Согласовать место и время совершения таинства (В церквах, где предварительная запись отсутствует, молодожены договариваются о совершении таинства непосредственно в день свадьбы.) 
Молодоженам необходимо исполнить все необходимое для причащения: пост, молитву, взаимное прощение. 
Молодоженам надо придти в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи (В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания) 
Присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания. 
Делать фотографии и снимать видеокамерой разрешается не во всех храмах. Уточните этот вопрос, когда будете выбирать церковь.
Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на престол. 
Необходимы свидетели. Они будут держать венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещенными. 
Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практике в основном венчают именно по несколько пар сразу. Разумеется, каждой паре хотелось бы венчаться отдельно, но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания - 30-40 минут). 
Если вы хотите долго не ждать и венчаться одни, то лучше это сделать в будние дни (понедельник, среда, пятница). По воскресеньям желающих намного больше.
Вам понадобится: 
свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания; 
кусок белого полотна или полотенце (на нем молодые будут стоять); 
обязательны нательные крестики для обоих супругов; 
венчальные свечи; 
кольца; 
иконы Спасителя и Богородицы.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно.
 Желающий достойно причастится Святых Христовых Тайн должен, по крайней мере, за 2-3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется правило ко Св. Причащению (оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению). С молитвой соединяется пост - воздержание от скоромной пищи - мяса, яиц, молока и молочных продуктов - а если супружеская жизнь уже имеет место - воздержание от брачных отношений.

В чем должна венчаться невеста: 
минимальный, практически не заметный макияж и неброский маникюр, несильные духи; 
обязателен головной убор - фата, косынка; 
нельзя надевать женщине брюки; 
руки, плечи, спина, грудь - должны быть закрыты (позаботиться о накидке); 
проблема с длинной и пышной фатой - можно испортить, если коснется горящих свечей. 
Платье может быть любого цвета (но по традиции невеста должна быть в белом платье, даже если она преклонных лет)

 

 

Таинство венчания: правила и календарь венчания

В Русской православной церкви венчание не совершается во все посты (Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель - седмиц: недель, в которые в среду и пятницу нет поста.

К таким относятся: святки; третья неделя перед Великим постом; масленица; Пасхальная (Светлая) седмица - неделя после Пасхи; Троицкая седмица - неделя после дня Святой Троицы (Пятидесятницы). А также в праздник Воздвижения Креста Господня, День Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные посты: Великий пост, Петровский - начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля); Успенский - с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский - с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими - см. 69 правило св. Апостолов.

Остальные посты являются уставными, т.е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян.

Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается.

Нельзя венчаться также:

       на пасхальной неделе;

       на святках (дни от Рождества Христова 25 декабря старого стиля (7 января нов. ст.) до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику;

       в дни накануне двунадесятых праздников;

       в субботу;

       во вторник и четверг (т.е. в дни накануне среды и пятницы).

Невесте нужно подсчитать, не попадает ли венчание на "критические дни" (в эти дни женщине запрещено появляться в церкви).

Требования, которые вносит православная церковь в наряд невесты:

       минимальный, практически не заметный макияж и неброский маникюр, несильные духи;

       обязателен головной убор - фата, косынка;

      на ногах должны быть закрытые туфли, а не босоножки;

       нельзя надевать женщине брюки;

       руки, плечи, спина, грудь - должны быть закрыты (позаботиться о накидке);

       проблема с длинной и пышной фатой - можно испортить, если коснется горящих свечей.

На венчание нужно будет взять с собой 2 полотенца (одно кладут под ноги, другим завязывают руки), 4 носовых платка (2 для молодых - держать свечи, 2 для свидетелей - держать венцы), 2 иконы. Венчальные свечи можно будет купить в церкви непосредственно перед началом церемонии.

 


 

Обряд венчания в православной церкви

Что такое церковное венчание: начало или итог? Не начало, потому что таковым является Любовь. И не итог, потому что еще многое предстоит сделать. Венчание - это благословение церкви, укрепление двух разных людей на пути совместной жизни и закрепление выбранного ими решения. Иными словами, венчание - это этап, за которым следует продолжение.

Венчание - одно из семи таинств Русской православной церкви. Полагают, что брак был установлен Богом еще в раю, а Иисус Христос, будучи гостем на браке в Кане Галилейской, освятил, подтвердил само устройство брака. Долгое время (вплоть до X века) в церкви не существовало особого чина венчания, да и потом он появлялся постепенно, поэтапно. Вначале достаточно было объявить себя мужем и женой в церковной общине - в этом случае брак считался совершенным и его нельзя было расторгнуть. Позднее нужно было взять благословение священника на брак, иногда требовалось присутствие священника на свадебном пиру. К X веку христианин и христианка, желающие вступить в брак, должны были причаститься вместе за Евхаристией (Евхаристией или Литургией называется главное христианское богослужение). Именно из чина Литургии возникло современное таинство Венчания.

Обручение
Таинству брака предшествует обручение. На Руси до XVIII века оно происходило за месяц или даже за год до венчания и являлось своего рода договором, юридическим обязательством заключения брака в будущем. Но в то же время обручение могло быть расторгнуто. Например, если выяснялось, что жених или невеста уже дали обещание кому-то другому. Если обручение расторгалось по неуважительным причинам, расторгнувшая сторона должна была выплатить значительную денежную компенсацию. На Западе (в католической и протестантской церкви) аналогом обручения была помолвка. Ее светская часть - обмен кольцами за некоторое время до свадьбы и публичное объявление предполагаемой даты бракосочетания - и сегодня является традицией в состоятельных аристократических семьях Европы.

В наши дни в Русской православной церкви обручение происходит непосредственно перед венчанием в притворе храма (притвор располагается сразу за входом в храм, и если церковь маленькая, обручение может происходить почти у самых дверей).

Сначала из алтаря к месту совершения обручения выносят Крест и Евангелие. Обручающиеся стоят в притворе храма отдельно: жених - справа, невеста - слева. Священник епитрахилью (епитрахиль - по-славянски "нагрудник" - символ власти Христовой, данной священнику) соединяет руки жениха и невесты и ставит молодых в центр. Затем благословляет жениха и невесту зажженными свечами. Свечи символизируют радость происходящего и готовность обручающихся служить Богу и друг другу. Перед тем как взять свечи, молодые крестятся. Креститься можно и нужно в любой момент венчания, и особенно перед действием священника, направленным непосредственно к жениху или невесте. Свечи принято держать рукой, прикрытой белым платком.

Затем священник вновь возвращается в алтарь за кольцами, лежащими на святом Престоле, после чего происходит обмен кольцами. Сегодня эту процедуру совершает священник, но изначально это делали восприемники молодых, которых чаще называют шаферами или свидетелями. В наши дни свидетелем обычно является ближайший друг жениха, а свидетельницей - подруга невесты. Но изначально стоящие за спинами молодых восприемники являлись представителями их родителей или же крестными, то есть теми, кто воспринял (принял) на себя власть родителей.

Обмен кольцами свидетельствует о скреплении брачного договора и о том, что на брак получено согласие родителей. Обмен кольцами происходит трижды - в знак осознания выбранного пути.

Венчание

Под пение "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!" жених и невеста, ведомые священником, переходят в центральную часть храма. Священник ставит молодых перед аналоем с Крестом и Евангелием на белое подножие. Единое для двоих, подножие символизирует общую радость и нераздельное жительство в супружестве, а белый цвет - целомудрие и девство вступающих в брак. Подножие обычно приносят в храм сами молодые (как правило об этом заботится семья невесты). Это может быть белое полотенце, небольшая скатерть или просто кусок полотна (в некоторых храмах принято жертвовать подножие на нужды церкви). Иногда в качестве подножия используют расшитую крестами пеленку или праздничный детский уголок, сохранившийся еще с крещения невесты.

Перед тем как обвенчать молодых, священник спрашивает жениха и невесту, тверды ли они в своих намерениях и не давали ли обещание брака кому-то другому: "Има-ши ли (имя) произволение благое и непринужденное взяти в жены (мужья) сию/сего (имя) егоже/еюже пред собою зде видеши? Не обещался ли иной невесте? (Не обещалась ли иному мужу?)" После ответов венчающихся, свидетельствующих об осознанности их решения, начинается само таинство венчания.

В молитвах, которые читает священник, часто повторяются ветхозаветные праведники, верно и счастливо жившие в супружестве - Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа, Моисей и Сепфора, Иоаким и Анна, Захария и Елиса-вета. Священник просит Господа даровать венчающимся "видеть чада чадов" - "детей детей", то есть внуков, благословить их благополучием ("исполнить дома их пшеницей") и дать им "друг к другу любовь в союзе мира". В церковной молитве вспоминается, что еще в раю Господь создал Адаму жену - "помощника" для него, "восполняющего" его самого...

Затем священник возлагает венцы на жениха и невесту. Иногда - реально, а иногда венцы над головами венчающихся держат восприемники. Венцы символизируют благословение Божие и соединение супругов в вечной жизни. В отрывке из Апостола ("Деяний святых апостолов"), читаемом на венчании, говорится, что отныне двое должны стать одним целым - единой плотью. Евангелие, которое звучит в храме сразу после Апостола, рассказывает о браке в Кане Галилейской, где присутствовал Христос и где Он совершил первое чудо.

После молитвы "Отче наш" нововенчаемые испивают общую чашу. Исторически общая чаша - это совместное причастие венчаемых на литургии. Ныне - это общая для двоих чаша с красным вином, благословленная священником. Вино в чаше напоминает о чуде превращения в него воды (а виноградное вино, как известно, является символом радости и полноты жизни). А то, что чаша является общей, единой для двоих, символизирует полное единство супругов, неразрывность их союза в радости и скорби, печали и утешении. Не случайно именно невеста допивает все до последней капли, ведь она - мудрая хранительница очага, призванная всегда думать о сохранении семьи.

После этого священник под торжественное пение трижды обводит венчающихся вокруг аналоя (высокой четырехугольной подставки), на котором лежат Крест и Евангелие. Круг - символ вечности, вечного соединения мужа и жены во Христе. Интересно, что в православной традиции прошлых веков именно троекратное хождение вокруг аналоя считалось символом, знаком венчания. Об этом даже пелось в народных песнях: слова "Круг аналоя водил" означали, что герой обвенчался, женился на своей избраннице.

И действительно, вскоре после хождения вокруг аналоя священник снимает венцы с нововенчанных. При этом жену он уподобляет Рахили, ветхозаветной праведнице, "хранящей пределы закона", то есть охраняющей законы семьи и церкви.

Молебен
Обычно в современной церковной практике к обручению и венчанию прибавляется краткий молебен о нововенчанных, причем в данном случае он происходит в самой непосредственной близости от алтаря - на амвоне, в центре солеи (возвышения перед иконостасом, отделяющим храм от алтаря). В конце молебна нововенчанным возглашается многолетие. После этого священник благословляет обвенчавшихся иконами: жениха - иконой Спасителя (реже иконой какого-то святого), невесту -иконой Богородицы. Иконы символизируют церковное и родительское благословение нововенчанных на совместную жизнь. Изначально эти иконы не приносили в церковь, родители благословляли ими молодых уже на пороге дома. Нередко после венчания с церковной колокольни раздается колокольный звон - знак всеобщей радости и торжества.

Комментарии ()